НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ И РУГАТЬ:
- когда ребенок болен, испытывает какие-либо недомогания или еще
не совсем оправился после болезни - психика особо уязвима, реакции
непредсказуемы;
- когда ест; после сна; перед сном; во время игры; во время работы;
- сразу после физической или душевной травмы (падение, драка,
несчастный случай, плохая отметка, любая неудача, пусть даже в этой
неудаче виноват только он сам) - нужно, по крайней мере, переждать,
пока утихнет острая боль (это не значит, что нужно непременно
бросаться утешать);
- когда не справляется: со страхом, с невнимательностью, с ленью,
с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая
искренние старания; когда проявляет неспособность, бестолковость,
неловкость, глупость, неопытность - во всех случаях, когда что-либо НЕ
ПОЛУЧАЕТСЯ;
- когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, нам непонятны;
- когда сами мы не в себе; когда устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
Помнить о внушаемости
Вот одна из самых обычных, самых нелепых ошибок. Ругая ребенка, то
есть более чем решительно и убежденно утверждая, что он (она): лентяй,
трус, бестолочь, идиот, негодяй, изверг, подлец, то все это мы внушаем -
ребенок ВЕРИТ.
Слова для ребенка значат лишь то, что значат. Всякое утверждение
воспринимается однозначно: никакого переносного смысла. Взрослая игра
«Понимай наоборот» усваивается не сразу, а подсознанием никогда не
усваивается. Оценивая - внушаем самооценку.
Если:
- ничего из тебя никогда не выйдет! ты неисправим! ненормальный!
- самый настоящий предатель!
- тебе одна дорога (в тюрьму, под забор, на панель, в больницу, к
чертовой матери), то не удивляйтесь, если так оно и окажется. Это самое
настоящее ПРЯМОЕ ВНУШЕНИЕ, и оно действует.
Поэтому, наказывая своих детей, прежде всего, подумайте: А ЗАЧЕМ?
Копылова Марина Федоровна, педагог-психолог
Источник: http://festival.1september.ru/articles/537599/ |