Самоанализ педагогической деятельности
Моя методическая тема «Развитие творческих способностей учащихся на основе проектной технологии»
Занимаемая должность: учитель информатики ГУ Гимназия №5.
Педагогический стаж 3 года, общий стаж 30 лет. По образованию специальность экономическая кибернетика, закончила Московский институт управления (ныне Государственный университет управления – ГУУ) в 1983. В настоящее время учусь в Костанайском педагогическом институте, получаю второе высшее, теперь уже педагогическое образование.
Активно работаю над повышением самообразования и накоплению методического опыта учителя. Владею технологией создания электронных пособий. Совершенствуюсь в овладении иностранных языков английского языка, немецкого языка, эсперанто.
Результативность работы. Ученики победители конкурсов и олимпиад: Мицкевич А, Бабенко А 10 «А», Подпятников А 6 «Б», Бисембаева А. 7 «В», Шимов Д, Якубин Г. 7 «А».
Важнейшими целями образования в наши дни стали:
развитие у учащихся самостоятельности и способности к самоорганизации;
формирование высокого уровня правовой культуры;
развитие способности к созидательной деятельности, сотрудничеству;
толерантность, терпимость к чужому мнению; умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Ориентируясь на глобальные цели системы образования и учитывая специфику преподаваемого мной предмета, определяю цель: подготовить выпускников, владеющих современными технологиями и в силу этого способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.
Исходя из этих целей, задачи, стоящие сегодня перед школьным учителем, можно определить, как необходимость сформировать следующие компетенции:
информационную - способность грамотно выполнять действия с информацией;
коммуникативную - способность вступать в общение с целью быть понятым;
социальную - способность действовать в социуме с учетом позиций других людей;
предметную - способность применять полученные знания на практике.
Особое место на моих уроках информатики занимает метод проектов. В основе этого метода лежит творчество ребят, проявление инициативы и самостоятельности.
Задача учителя состоит в том, чтобы строить свои уроки на основе потребностей каждого ученика, максимально обеспечить проявление активности, самостоятельности, развить стремление к успеху, творчеству, уважать интересы каждого.
Разумное совмещение традиционной системы обучения с элементами проектной деятельности позволяет организовать работу, обеспечивая учёт индивидуальных особенностей учащихся, используя также возможности и для групповой, познавательной деятельности. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.
Один из возможных путей такой организации учебного процесса - проведение в форме проектов повторения или обобщения пройденного материала. Проекты при этом могут быть небольшие (на один урок) и более длительные, часто рассчитанные на расширение образовательной деятельности в виде самообразования в рамках самостоятельной работы дома или в школе.
Таким образом, у меня складывается следующая система. Сначала я даю базовые теоретические знания, которые нацелены на всеобщее понимание. Затем проводятся практические занятия, содержание которых соответствует итоговой системе знаний и умений учащихся по базовому курсу информатика. Но в то же время, эти занятия имеют конечной целью выполнение проектов, направленных на применение полученных знаний в нетрадиционных ситуациях, желательно имеющих практическое значение.
Проектная деятельность по своей тематике выстраивается согласно образовательным линиям и разделам программы базового курса.
Тематика мини-проектов, выполняемых на уроках, определяется в основном изученным материалом. Так, задания для отработки знаний и навыков работы в текстовом процессоре, в мультимедийных презентациях, при создании веб-сайтов и публикаций могут содержать материал по темам «Информация и информационные процессы», «Компьютер и его устройство», «История развития вычислительной техники», биографические справки о выдающихся учёных, связанных с развитием вычислительной техники и информатики и другой уже изученный материал. Этим достигается повторение и более глубокое усвоение ранее пройденного материала, поиск и изучение дополнительного материала. Кроме того, ученикам даётся возможность выбрать и собственную тему, возможно, связанную с другим учебным предметом.
Главный принцип проектной технологии – принцип деятельности.
Китайская пословица гласит: «Скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, вовлеки меня и я научусь».