Использование возможностей облачных сервисов для формирования
ИКТ-компетенций у учащихся на уроках информатики
(Из аналитического отчета / 04.09.2015)
Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования.
В соответствии с распространенной классификацией А.В. Хуторского, а также классификации И.А. Зимней, ключевые компетенции, относящиеся к деятельности человека, включают компетенции информационных технологий, определяемые как прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование); массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной и интернет-технологией.
Большая роль в формировании ИКТ-компетентности учащихся среднего звена отводится компьютерному практикуму, задача которого сформировать у школьников основы ИКТ-компетентности, состоящей в их способности решать возникающие информационные задачи, используя современные общедоступные информационные ресурсы (инструменты и источники).
Среда информационных технологий в настоящее время всё шире использует услуги, предоставляемые глобальной компьютерной сетью Интернет, в том числе, так называемые облачные сервисы. Тем не менее, эти продукты крайне редко используются в реальном учебном процессе, так как, по крайней мере, нет методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе. Один из возможных путей устранения этой проблемы состоит в привязке использования интернет-услуг к выполнению практических учебных заданий. Поэтому современный урок информатики должен включать элементы работы с облачными технологиями для более продуктивного формирования ИКТ-компетенций у учащихся. И начинать необходимо едва ли не с первых уроков информатики, когда пятиклассники приступают к изучению науки, в большинстве своём уже имея некоторый опыт общения с современными электронными гаджетами.
Осваивая современные информационные технологии, решая возникающие при этом возможные проблемные ситуации, учащиеся обретают компетенции, способствующие повышению их ответственности за образовательные результаты, что соответствует задачам и целям инновационного проекта нашего лицея.
В соответствии с ФГОС в предметной области информатики результаты освоения программы должны отражать среди прочего формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами и в Интернете, умения соблюдать нормы информационной этики и права.
Возможны разные варианты размещение контента для работы учащегося с информацией:
• персональный - используется и хранится на персональном компьютере учащегося;
• школьный - используется и хранится в пределах школы;
• облачный - доступен через глобальные сети.
Для практических работ учащихся 5-8 классов на отведённом дисковом пространстве сервера школьной локальной сети организованы папки-каталоги с иерархией по параллелям, таким образом, каждый ученик работает и сохраняет результаты в своей именной папке, и учитель со своего рабочего места может просмотреть и оценить результаты работы каждого ученика. При отсутствии авторизированного доступа к папкам требуется достаточный уровень культуры поведения в сети, и не все дети способны удержаться от сетевого хулиганства, что в основном, соответствует общему уровню культуры ребёнка.
В этом отношении даже бесплатные облачные сервисы более защищены. Поэтому также предпочтительны для освоения совместного доступа к ресурсам.
После знакомства с базовыми понятиями информатики в 5 классе приступаем к работе в Интернет с создания своего аккаунта на бесплатном сервисе. Это довольно сложная для ребят задача, но интересная и полезная для отработки навыков работы с клавиатурой и мышью, переключения языковой раскладки, для усвоения основных сетевых понятий, формирования информационной культуры.
На следующем этапе идёт формирование у учащихся навыков работы с документами на виртуальном диске, где они знакомятся с интерфейсом среды и инструментарием.
Следующим этапом формируются компетенции в работе с гиперссылками и с документами в общем доступе. Это важный момент не только для формирования технических компетенций, но и для формирования навыков коммуникации в информационной среде, формирования информационной культуры, уважительного отношения к чужому труду, правил поведения в медийном пространстве.
На последующих занятиях учащиеся уже вполне естественно воспринимают учебные задания, получаемые через гиперссылки в облаке, а также заносят результаты и гиперссылки на свои работы в отчетные таблицы общего доступа, где наглядно видят отчеты одноклассников.
Выполняя учебные задания, предусмотренные программой, ребята одновременно получают современные ИКТ-компетенции, с пониманием преимуществ облачных сервисов перед ограниченностью локального компьютера, что даёт ощущение независимости от материальных носителей информации при наличии интернет-подключения. При этом ученик может работать со своим продуктом как на уроке, так и дома.
Кроме того, на уроках информатики широко используются специально подобранные по программе ЦОРы на едином образовательном портале, как тренажёры, так и тесты.
В дальнейшем, сформированные компетенции позволяют уверенно ориентироваться в современной сфере ИТ, использовать облачные сервисы, работать с сетевыми базами данных, пользоваться виртуальными библиотеками и каталогами.
В результате, само использование возможностей облачных сервисов на уроках информатики способствует эффективному формированию ИКТ-компетенций учащихся через решение проблемных ситуаций уровня ближайшего развития, мотивацию, планирование своих действий, в соответствии с требованиями ФГОС, а также развивает общую культуру и сопряжённые компетенции, требуемые в современном обществе.
Применение элементов работы с облачными сервисами на уроках информатики способствовало эффективному формированию ИКТ-компетенций, предоставляя возможности учащимся самостоятельно находить решение проблемных ситуаций уровня ближайшего развития, планировать свои действия. Самостоятельная работа в виртуальном пространстве даёт понимание преимуществ облачных сервисов, понимание альтернативы материальным носителям информации.
Учащиеся адекватно воспринимают домашние задания, выдаваемые через образовательную сеть «Дневник.ру», с пониманием способа передачи результата выполненной работы.
Наряду с формированием технических компетенций формируются навыки коммуникации в информационной среде, информационной культуры.
|