ОБЛАЧНЫЕ СЕРВИСЫ В ОБРАЗОВАНИИ
В настоящее время подготовка учащихся невозможна без использования современных
технологий обучения. Речь, прежде всего,
идёт о применении в учебном процессе информационно-компьютерных технологий.
Программа
информатизации и компьютеризации учебного процесса предусматривает оснащенность
учебного заведения современным компьютерным оборудованием и программным
обеспечением. Вычислительные характеристики современного аппаратного
обеспечения меняются и совершенствуются практически ежедневно, поэтому любому
учебному заведению
Практически
невозможно обновлять свою техническую базу в соответствии с быстро меняющимися
вычислительными возможностями современных компьютеров и обеспечить учебный
процесс последними новинками компьютерной
техники. Такая же ситуация с программным обеспечением, предполагающим немалые
материальные затраты на поддержание соответствующего информационного сервиса.
Как
показывает опыт развитых зарубежных стран, отличным решением проблем
компьютеризации образования является внедрение в учебный процесс «облачных
вычислений». Популярный сейчас термин cloud computing («облачные вычисления»)
стал употребляться в мире компьютинга с 2008 года. К
ним относятся бесплатные хостинги почтовых служб для учащихся и преподавателей.
Другие многочисленные инструменты облачных вычислений для образования
практически не используются в силу недостаточности информации
о них и отсутствия практических навыков их использования для учебных целей. Стоит
обратить внимание на инновационные IT-приложения, например, Google Groups,
Microsoft Office Web Apps, Amazon EC2. Ведь лучший способ подготовки учащихся
к работе с новейшими IT-технологиями – это использование этих технологий в образовательном
процессе. Сетевым
технологиям и использованию сетевых социальных сервисов сети Интернет в образовании
посвящены многие работы отечественных, российских и зарубежных авторов.
Например, основные социальные сетевые сервисы
сети Интернет описаны в работе российских авторов К.Г. Кречетникова и И.В. Кречетниковой
[1]. Вопросам Интернет-обучения и организации единой международной виртуальной
среды для реализации образовательных услуг различными учебными заведениями мира
посвящен российский портал E-education.ru [2]. Веб-сервисы рассматриваются как
сетевое программное обеспечение, поддерживающее групповые взаимодействия. В
отличие от сетевых сервисов (блоги, вики-страницы, мессенджеры, видеосервисы и
др.), облачные вычисления позволяют использовать как сервис и программное
обеспечение, и данные, и даже компьютеры. Cloud computing можно эффективно
использовать в процессе обучения и подготовки учащихся. Однако
сказывается малоизученность вопроса использования облачных сервисов в
образовательном процессе.
Немного о cloud computing
«Облако»
обозначает сложную инфраструктуру с большим количеством технических деталей,
спрятанных в «облаках». Национальный
институт стандартов и технологий США (National Institute of Standards and Technology – NIST) в документе «NIST Definition of Cloud Computing v15» [3] определил «облачные вычисления»
следующим образом: модель облачных вычислений дает возможность удобного доступа
посредством сети к общему пулу с настраиваемыми вычислительными ресурсами
(например, сети, сервера, системы хранения, приложения, услуги); модель облака
содействует доступности и характеризуется пятью основными элементами
(самообслуживание по требованию, широкий доступ к сети, объединенный ресурс,
независимое расположение, быстрая гибкость, измеряемые сервисы). Облако содержит
три сервисные модели (программное обеспечение как услуга, платформа как услуга,
инфраструктура как услуга) и четыре модели развертывания (приватные облака, групповые
облака, общественные облака, гибридные облака). При
облачных вычислениях данные постоянно хранятся на виртуальных серверах,
расположенных в облаке, а также временно кэшируются на клиентской стороне на компьютерах,
ноутбуках, нетбуках, мобильных устройствах и т.п.
Модели
развертывания облаков, показанные на рисунке, представлены приватными облаками
(private cloud) – это собственные или арендованные облака предприятия; общественными
облаками (public cloud) – общедоступные облака и гибридными (hybrid cloud) –
облака, состоящие из двух и более облаков различного типа. Платформа
Windows Azure, веб-сервисы Amazon, Google App Engine и Force.com — вот
несколько примеров общественных облаков. Сервисы Google Apps для образовательных учреждений
Корпорация
Google разрабатывает и предоставляет множество приложений и сервисов,
доступ к которым возможен в окне любого браузера (Mozilla Firefox, Google Chrome,
Opera, Internet Explorer и др.) при наличии подключения к Интернету. Наиболее используемыми
в образовательном сообществе, являются следующие
сервисы Google: Google ArtProject – интерактивно-представленные популярные музеи
мира, Google Calendar – онлайновый календарь, Google Docs – онлайновый офис, Gmail
– бесплатная электронная почта, Google Knol – вики-энциклопедия, Google Maps – набор
карт, Google Sites – бесплатный хостинг, использующий вики-технологию, Google Translate
– переводчик, YouTube – видеохостинг. В
перечисленном списке сервисов особое место занимает Google Apps – службы, предоставляемые
компанией Google для использования своего доменного имени с возможностью работы
с веб-сервисами от Google. Регистрация доменного имени возможна через
регистратора, авторизованного компанией Google. Google Apps представлен бесплатным
базовым и профессиональным пакетами. Для образовательных целей разработан
Google Apps Education Edition – бесплатный пакет для учебных заведений, включающий
все возможности профессионального пакета. Google Apps Education Edition – это
Web-приложения на основе облачных вычислений,
предоставляющие учащимся и преподавателям учебных заведений инструменты,
необходимые для эффективного общения и совместной работы. Службы
Google для образования, по мнению разработчиков, «содержат бесплатный и свободный
от рекламы набор инструментов, который позволит преподавателям и учащимся более
успешно и эффективно взаимодействовать, обучать и обучаться». Основные
преимущества использования Google Apps Education Edition в образовании
с точки зрения пользователя: -
минимальные требования к аппаратному обеспечению
(обязательное условием – наличие доступа в Интернет);
- облачные технологии не требуют затрат на приобретение и
обслуживание специального программного обеспечения (доступ к приложениям можно
получить через окно веб- браузера);
- Google Apps поддерживают все операционные системы и
клиентские программы,
- используемые учащимися
и учебными заведениями;
- работа с документами возможна с помощью любого мобильного
устройства,
- поддерживающего
работу в Интернете;
- все инструменты Google Apps Education Edition бесплатны.
Современные
компьютерные технологии позволяют учащимся и преподавателям использовать
для общения и работы несколько устройств: ноутбуки, компьютеры, смартфоны,
мобильные телефоны и т.д. Инструменты Google Apps поддерживаются самыми разными
устройствами, поэтому являются общедоступной и универсальной IT-технологией для
работы в образовательной среде.
Литература:
1.
Кречетников К. Г. Социальные сетевые сервисы в образовании [Электронный ресурс]
/ К. Г. Кречетников, И. В. Кречетникова / Тихоокеанский военно-морской институт
им. С.О. Макарова. –http://ido.tsu.ru/other_res/pdf/3(39)_45.pdf
2.
Портал Интернет-обучения E-education.ru [Электронный ресурс]. –http://www.e-education.ru
3. NIST Definition of Cloud
Computing v15 [Электронный ресурс]. –
http://csrc.nist.gov/groups/SNS/cloud-computing/cloud-def-v15.doc
|