Четверг, 25.04.2024, 18:52
Приветствую Вас Гость | RSS

= Ученье - свет! =

Ученье - свет!
Вера Петровна Матвеева
Методическая папка
Форма входа
Статистика
счетчик посещений


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Использование ИКТ на уроках информатики

Доклад для пед.совета 08/01/2013

Использование ИКТ на уроках информатики

 «Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования».

С. Эрманн 


   «Концепция развития образования в Республике Казахстан до 2015 года» предусматривает комплексную и глубокую модернизацию образования на всех его уровнях. 
Информатизация учебного процесса - одна из важнейших задач современного образования. Она связана с развитием наукоемкой базы учебных заведений, переподготовкой учителей и их адаптации к новейшим системам обучения. Использование современных компьютерных технологий, являющихся принципиально новым средством обучения и мощным инструментом познания, требует развития и качественного улучшения методов и организационных форм обучения. 

   В широком значении информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это использование вычислительной техники и телекоммуникационных средств для реализации информационных процессов с целью оперативной и эффективной работы с информацией на законных основаниях.

   В настоящее время наблюдается все большее увеличение влияния медиа-технологий на человека. Мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий на телевидении, распространение игровых приставок, электронных игрушек и компьютеров оказывают большое внимание на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира. Ранее информацию по любой теме ребенок мог получить по таким каналам, как учебник, справочная литература, лекция учителя, конспект урока. Но сегодня, учитывая современные реалии, учитель должен вносить в учебный процесс новые методы подачи информации. Мозг ребенка, настроенный на получение знаний в форме развлекательных программ по телевидению, гораздо легче воспримет предложенную на уроке информацию с помощью медиасредств.
Необходимо научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные массивы информации. Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.
   Помочь учителю в решении этой непростой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационно-коммуникационных технологий. Использование компьютера на уроке позволяет сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и индивидуальным.
   Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает. С другой стороны, ИКТ помогает и учителям лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения.
   Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальным вопросом современного школьного образования. 
Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.
   За урок учителю нужно успеть сделать многое: провести опрос, проверить домашнее задание, разобрать новый материал, закрепить его, увидеть рост каждого, создать ситуацию успеха. Урок обычно проходит в напряженном ритме. Здесь не обойтись без электронного помощника.
   Применять компьютерные программы можно на любом этапе урока: при изучении нового материала, закреплении, на обобщающих уроках, при повторении. 
   Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно - ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. 
   Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной школы. Повышение качества образования в наши дни невозможно без применения новых информационно-коммуникационных технологий.
Отсюда следуют цели использования ИКТ:
- повысить мотивацию обучения;
- повысить эффективность процесса обучения;
- способствовать активизации познавательной сферы обучающихся;
- совершенствовать методики проведения уроков;
- своевременно отслеживать результаты обучения и воспитания;
- планировать и систематизировать свою работу;
- использовать, как средство самообразования;
- качественно и быстро подготовить урок (мероприятие).
   Информационно-коммуникационные технологии в сочетании с передовыми педагогическими технологиями (личностно-ориентированным подходом и технологиями проблемного, программированного и проектного обучения) могут дать очень хороший результат.
   На уроках информатики мы используем различные виды электронных ресурсов: информационно-справочные материалы, программные средства обучения и контроля (электронные учебники, электронные уроки, интерактивные тесты).
   При подготовке и проведении уроков на различных этапах обучения используются различные формы ИКТ (примеры демонстрируются с помощью презентации, см. прил.):
- готовые электронные продукты, которые позволяют интенсифицировать деятельность учителя и ученика, позволяют повысить качество обучения предметам, воплотив в жизнь принцип наглядности. 
- мультимедийные презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов.  В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память обучающихся.
- ресурсы Сети Интернет несут громадный потенциал образовательных услуг (электронная почта, поисковые системы, электронные конференции, дистанционное обучение, конкурсы) и становится составной частью современного образования. Получая из сети учебно-значимую информацию, обучающиеся учатся целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении.
- использование интерактивной доски и программного обеспечения SMART Board позволяет учителям и ученикам в полной мере изложить и достаточно хорошо усвоить изучаемый материал.
Разнообразие тем, видов деятельности, красочность, увлекательность компьютерных программ вызвали огромный интерес у учащихся. Существующие сегодня электронные учебные пособия позволяют выводить информацию в виде текста, звука и видео-изображения. Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. 
   При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель не должен забывать, что это урок, а значит, составляет план урока исходя из его целей; при отборе учебного материала он должен соблюдать основные дидактические принципы: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
Вот примеры использования презентаций на уроках информатики:
- Объяснение новой темы, сопровождаемое презентацией.
- Работа с устными упражнениями.
- Использование презентации при повторении пройденного материала.
- Демонстрация условия и решения задачи.
- Взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде.
- Проведение тестов.
- Проведение рефлексии.
- Демонстрация портретов ученых и рассказ об их открытиях.
- Создание учащимися компьютерных презентаций к урокам обобщения и систематизации знаний и способов деятельности.
   Компьютер рассматривается как инструмент повышения мотивации, формирования и совершенствования практических навыков. Компьютер позволяет задействовать у обучаемого все три канала восприятия: слуховой, визуальный и кинестетический, что позволяет увеличить объем и прочность усвоения изучаемого материала, значительно повышает статус учеников в учебном процессе, увеличивает познавательную активность учащихся и поддерживает интерес к предмету, а также расширяет поле для самостоятельной деятельности учащихся. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения.
   Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению предмета. Подобные уроки включают интерактивный мультимедийный контент, который позволяет шире задействовать в процессе обучения самих школьников, способствует повышению интереса к изучаемому предмету, лучшему усвоению материала. Учащиеся могут использовать мультимедийные элементы в своих домашних работах, передавая их в электронной форме на флэш-диске или через Интернет.
   Так как на сегодняшний день недостаточно готовых УМК с мультимедийными приложениями, учителю необходимо самому создавать недостающие элементы урока. Компьютер при этом будет выполнять следующие функции:
- как тренажер в процессе формирования умений и навыков. 
- как наглядное пособие для организации активной учебно-познавательной деятельности.
- как источник учебной информации.
- как средство, помогающее организовать контроль и самоконтроль.
Хотелось бы заметить, что использовать ИКТ возможно не только на уроках информатики, а буквально на любых уроках. Но использование ИКТ в учебном процессе предполагает, что учитель любой школьной дисциплины умеет:
- обрабатывать текстовую, цифровую, графическую и звуковую информацию при помощи соответствующих процессоров и редакторов для подготовки дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, чертежи, схемы, рисунки и т.п.);
- создавать слайды по данному учебному материалу, используя редактор презентации MS Power Point и продемонстрировать презентацию на уроке;
- использовать имеющиеся готовые программные продукты по своей дисциплине;
- организовать работу с электронным учебником на уроке;
- применять учебные программные средства (обучающие, закрепляющие, контролирующие);
- осуществлять и организовать поиск необходимой информации в Интернете в процессе подготовки к урокам и внеклассным мероприятиям;
- работать на уроке с материалами web-сайтов;
- разрабатывать тесты, используя готовые программы-оболочки или самостоятельно, и проводить компьютерное тестирование.
   В заключение хотелось бы сказать о том, что применение информационных технологий в учебном процессе хотя и трудоемкий процесс во всех отношениях, но он оправдывает все затраты, делает обучение более интересным, увлекательным и содержательным. Учитель вправе выбирать свою технологию и методы работы, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Главный принцип – принцип деятельности – можно проиллюстрировать древней мудростью: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне сделать самому, и это станет моим навсегда».

Категория: Мои статьи | Добавил: Vera (11.02.2013)
Просмотров: 12613 | Рейтинг: 4.0/4
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
verapetrovna.ucoz.
Курс валют РФ
Курс валют ЦБ РФ
21.12.2015
Курс Доллара к рублю на сегодняUSD00.0000
Курс Евро к рублю на сегодняEUR00.0000
Валюта РК
Часы
Поиск по сайту
Банк Интернет-п...
Банк Интернет-портфолио учителей
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 54
Сайты учителей
Презентации PowerPoint